Символизм в готической архитектуре

Творчество — это воплощение идеи в материальном мире. Воспроизведение мысли, слияние с внутренним миром человека и выплеск в окружающее пространство. С самых древних времен люди верили, размышляли, исследовали и практически все из этого получало осязаемую оболочку.
Так готический стиль, присущий памятникам архитектуры с XII по XVI века и пожалуй, самый эффектный из существующих стилей на тот момент, сильно подвергся влиянию религии, что отчасти, сделало его объектом критики от непонимания заложенных смыслов. Соборы стали картой философии того времени.
Мир стиля Готики окутан тайной и является весьма неоднозначным в отличие от романского, на замену которому он пришел. Чего только стоят готические замки, полные загадок и символизма: в них крылись знания о Божественном, которые безусловно помогали людям на пути к очищению.
«Преодоление тяжести души и тела” стало главным аспектом в идее построек эпохи готики. Ведь в месте, где остаешься со своими мыслями и богом должно царить полное спокойствие и умиротворение.
Для понимания столь восхитительной воздушности и прочности конструкций, создающей ощущение какой-то магии, баланса, гармонии, ученые подключают возможности искусственного интеллекта. Он помогает просчитать алгоритмы точной постройки такого типа зданий.
Характерной чертой собора времен Средневековья было круглое окно, называемое розой. По всему зданию их было несколько: северная роза, никогда не освещаемая солнцем, южная роза, сверкающая под его лучами, розы, расположенные на фронтонах, переходящие по цветам от тьмы к свету, и самая главная роза — центральная, называемая rota (колесо), которая символизирует переменчивость мира, но вместе с тем, его зацикленность.
Готическая роза по структуре своей похожа на мандалу, которая является символом вселенной. Каждый лепесток цветка символизирует свой, уникальный мир. И все эти миры собраны воедино в витраже.
Большое количество блестящих или пропускающих свет предметов, как например окулюс — круглое отверстие в крыше, создающее столб света, это символ высвобождения божественного сияния в материальный мир. С помощью него человек быстрее достигает желанной гармонии.
Столб света, передвигающийся за солнцем по собору, дает понимание той самой нестабильности, выдвигая на передний план и пряча в тень разные элементы интерьера. Именно в готическом стиле обращено внимание не на величие Божественного, застывшее в камне, а на путь человека к тому самому Божественному, его метаморфозы на протяжении всего времени.
Наличие трехлистников в верхней части окон соборов означает познание себя и Божественного через обучение и впитывание знаний. Семилистники, как вторая вариация розетки, напоминали треугольники и были символом стремящейся к небесной свободе, жизни.
Богоматери уделено особое внимание во внутреннем убранстве соборов. Именно она с младенцем в руках изображена над Алтарем и ждет человека в конце пути. Она направляет человека, отвечает за душевные движения человека. Путеводная звезда для желающих видеть.
Алхимия стала одним из элементов символизма готической архитектуры. Из-за нее в постройках присутствует некий дуализм смыслов: к каждому божественному смыслу практически всегда прилагается алхимический. Например, можно отметить обозначение семи основных металлов в семилистнике; трансформация материи с помощью огня Философского камня, как алхимический смысл готической розы; крест, в форме которого обычно построены соборы, является алхимическим символом первичных мучений, высвобождения духовного из материального.

Готическая архитектура стала одним из самых точных проявлений пути к Божественному. Попадая в собор, душа чувствует всю силу места, в котором находится, наполняется в нем энергией и правильными мыслями. Подобные здания не навязывали веру во что-то конкретное: во всех божественных смыслах всегда можно было найти ассоциации с чем-то земным и понятным. Люди приходили в собор, чтобы успокоить свой внутренний мир, наполнить его чем-то новым, уловить связь с самыми темными уголками своей души и выйти из него новым человеком, прошедшим маленький, но такой сложный душевный путь к очищению и вере.

Поделиться с любовью